Думаю, ты уже заметил, что люди делятся на две категории:
- Думающие
- Действующие.
Думающие люди практически всегда считают себя умными. И следует признать, что нередко таким людям удаётся казаться умными перед другими людьми. До тех пор, пока думающие люди говорят. До тех пор, пока не начинают действовать.
Мне потребовалось дать название думающим людям, и так у меня появилась теория про неандертальцев. Это название показалось мне подходящим для того, чтобы выделить думающих людей в отдельную категорию.
У думающих людей есть несколько характерных особенностей:
- Видеть последствия.
- Объяснять, почему нельзя действовать ради предотвращения последствий.
И ещё. Думающий человек дураками называет людей, которые действуют, не подумав, без предвидения последствий и без их предотвращения. Людей, которые действуют и не думают о последствиях, я называл глупыми сапиенсами.
Осталось только разобраться, почему глупые люди, которых таковыми считает думающий человек, действуют, не подумав. Потому, что люди, которые не думают о последствиях, их не видят. И здесь начинается самое интересное.
Причина
Почему человек думает о последствиях? Потому что стимулом для совершения такой деятельности является страх. Страх перед обстоятельствами, в которых человек получит боль.
Если человек предвидит боль, это имеет под собой две причины:
- Человек имеет личный болезненный опыт в подобных ситуациях.
- Человек в принципе боится действовать, потому что убеждён, что любое его действие приносит боль.
Если человек боится действовать в конкретной ситуации, значит в прошлом у него был опыт боли. Он уже пуганный.
Как обычно ведёт себя человек, который пережил боль? Это поистине глюк.
Если бы у человека был выбор, то он отказался бы от присутствия в обстоятельствах, которые ему боль причиняют. Отказ от обстоятельств при самых первых признаках боли или дискомфорта наступил бы сразу. Но я считаю, что удерживает человека в болезненных обстоятельствах именно отсутствие выбора. Так формируется выученная беспомощность. Предполагаю, что выученная беспомощность формируется у человека в детстве, когда он прикован к обстоятельствам, где родители имеют над ним полную власть и вседозволенность.
Что остаётся человеку делать в обстоятельствах, из которых он не может устраниться? Ему нужно что-то сделать со своей болью.
У боли есть два источника:
- Внешние обстоятельства или внешний раздражитель.
- Внутренний реактор.
Реактором на внешние обстоятельства является личная психика человека. Если человек не может устраниться от внешнего раздражителя, то психика использует альтернативный метод защиты. Меняет отношение к раздражителю. Например, психика может вообразить, что боль — это не зло, а благо.
Например.
- Когда жизнь человека становится невыносимой, он идёт к психологу, который ему рассказывает, что жизнь — это школа. Либо человек идёт в церковь, и священник ему рассказывает, что жизнь на Земле — это страдание. С помощью психолога или священника психика человека меняет отношение к боли и начинает воспринимать, как благо.
- Женщина, которая ненавидит своего мужа, может убедить его в том, что он обязан нести полную ответственность за обеспечение семьи, а значит его страдания — это больше не страдания, а его мужской почётный долг, от выполнения которого мужчина должен получать удовольствие.
Что при этом делает человек, который находится в непреодолимых обстоятельствах и испытывает боль? Он ничего не делает для того, чтобы изменить обстоятельства и через это избавиться себя от боли. Он думает.
Человек, который с детства приучен не действовать, а думать, привыкает решать свои проблемы не внешними действиями, а внутренним думанием. Но поскольку действий нет, то проблемы не решаются. Они накапливаются. Чтобы избавиться от боли, человек вынужден устраниться не только от реальных обстоятельств, но также и от всех потенциальных, которые он себе может вообразить, чтобы заранее предотвратить.
Чем больше человек думает, тем больше отстраняется от реального мира и погружается в мир собственных иллюзий.
Вина
Есть ещё одна причина, которая заставляет человека думать. Признание собственной вины.
Опять же, всё начинается с детства. Выбор родителей у ребёнка не велик — папа и мама. При этом папу на первое место я поставил ошибочно, потому что ведущую роль в семье, как правило, занимает мама.
Мама тоже была ребёнком. Маме тоже было больно. У мамы тоже были неудачи и до сих пор остались нереализованные мечты и несостоявшиеся амбиции. Поэтому, когда у мамы появляется ребёнок, она реализуется через своего ребёнка, как успешный человек. Если у матери не получается, то виноватым становится ребёнок.
Так возникает такое явление, как шизофреногенная мать, которая воспитывает своего ребёнка по принципу:
Ты плохой, но я тебя люблю.
С детства у человека формируется привычка в своих неприятностях винить себя. Мама ведь врать не будет?
- Если ты не сделал уроки, значит ты ленивый.
- Если у тебя по физике тройка, значит ты глупый.
- Если ты не хочешь хорошо учиться, значит ты не любишь маму.
Но это только начало.
Выгода
Почему человеку выгоднее думать, а не действовать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно собрать воедино всё вышенаписанное про боль и про вину, после чего составить типичный портрет умного человека.
- Он знает, что сам виноват в том, что ему больно.
- Он знает, что ему больно потому, что он плохой.
Умный человек уверен, что избавиться от боли он сможет только одним способом. Он должен изменить себя. А умный человек себя может изменить только одним способом. Нужно научиться думать правильно. Думать нужно лучше.
Какой алгоритм мышления думающего человека?
- Мне было больно. Это плохо.
- Мне было больно, потому что я был глупый.
- Я получил боль, потому что хотел удовлетворить свою потребность, но по своей глупости не смог.
- Я не хочу избавляться от потребности, а значит я захочу снова.
- Если я не поумнею, то в следующий раз, когда я захочу удовлетворить свою потребность, я снова получу боль.
Что нужно сделать?
- Стать умнее.
- Попробовать снова.
Какая тут ошибка?
- Тебе было больно, и это нормально. Боль нужна тебе для того, чтобы ты учился. Человек учится на ошибках.
- Тебе было больно не потому, что ты был глупый для решения тех обстоятельств. Те обстоятельства были негодными, чтобы в них закрывать свою потребность. Если ты и был глупый, то только в том, что, во-первых, неправильно выбрал обстоятельства для удовлетворения своей потребности и, во-вторых, не убежал из обстоятельства при первых признаках боли. Причиной тому была выученная беспомощность, привитая тебе мамой.
- Ты получил боль, потому что в тех обстоятельствах не получить боль было невозможно даже для самого умного человека.
- Ты действительно не сможешь избавиться от потребности. Но ты можешь менять обстоятельства. У тебя есть выбор.
- Ты снова получишь боль только тогда, когда будешь стараться закрыть свою потребность в аналогичных обстоятельствах, которые для того не пригодны. Не нужно становиться умнее, чтобы успешнее решать проблемы в непригодных обстоятельствах.
Нужно действовать. Действовать — значит менять обстоятельства. Количественно или качественно.
- Количественно — значит уходить.
- Качественно — значит устанавливать свои правила.
Человеку с выученной беспомощностью нужно учиться говорить Нет обстоятельствам и ни в коем случае не говорить Нет себе.
Не бояться идти на конфликт. Второй мамы больше никогда не будет. Кроме мамы больше никто не сможет держать тебя без выбора и делать тебе больно. Ты имеешь право сопротивляться и менять обстоятельства по своему желанию.
Заключение
Я склоняюсь к мнению, что умный человек — это не достоинство, а недостаток. Взрослым часто называют человека, который переживает пост-травматический синдром. Так и умным часто называют человека, который развил в себе мощную способность предвидеть малейшие неприятности в будущем и аргументированно отказываться от их преодоления.
Почему эту статью я посвящаю мужчинам? Потому что среди мужчин есть много таких, которые считают себя умными. Но у этих умных мужчин нет ни женщины, ни денег, ни друзей, ни счастливой жизни. А всё потому, что умный мужчина умеет видеть последствия своих действий, чтобы от них отказываться.
Умный мужчина отказывается от жизни, потому что боится жить.
Пример? Пожалуйста. Если мужчина ругает женщин, значит он — либо импотент, либо бедный, либо скучный, либо всё вместе. Он ничего не делает для того, чтобы улучшить своё положение, но предпочитает аргументированно объяснять своё бездействие.