Способен ли субъект в объекте видеть человека? В большинстве случаев субъект в объекте человека не видит.
Объективизация
Проблема многих людей состоит в том, что люди страдают объективизацией. Люди не только других людей воспринимают только как инструменты и функции. Люди к самим себе относятся, как к функции или как к инструменту для выполнения функциональных обязанностей.
Например:
- Для охотника олень — это не живое существо, способное чувствовать боль, а мишень для стрельбы.
- Для женщины мужчина — это не человек, а носитель спермы, из которой будет зачат её будущий ребёнок.
- Для жены муж — это не человек, а ответственный за материальное обеспечение семьи.
- Для мужчины женщина — это не человек, а аппарат для получения сексуального удовольствия.
- Для мужа жена — это не человек, а прибор для уборки в квартире и для приготовления борща.
- Для продавца покупатель — это не человек, а кошелёк на ножках.
Так же и субъект относится к себе. Субъект не видит в себе человека. Субъект идентифицирует себя только через пользу, которую он может принести обществу. Если человек понимает, что пользу обществу принести не способен, это осознание воспринимается, как глубокое несчастье, как бессмысленное существование и доставляет сильную душевную боль.
Если задать человеку вопрос «Кто ты», то редко кто ответит «Я — человек». Обычно говорят:
- Я — женщина
- Я — мать
- Я — инженер
- Я — патриот
- Я — пенсионер
Я — тот, кто приносит обществу пользу. Если я обществу пользу не приношу, значит меня нет.
Людей нет! Есть полезные инструменты с набором функций.
Не об этом ли говорил Диоген «Ищу человека», когда блуждал с фонарём по людному городу?
Отношения
Интересно через призму вышесказанного взглянуть на проблему межличностных отношений и, в частности, отношений мужчин и женщин.
Сходятся люди, когда находят благодарного потребителя своей полезности. Расходятся, когда потребитель более не видит ценности в инструменте, а потому за потребление функций не благодарит.
Люди, которые не могут найти себе пару, не могут это сделать по несколькими формальным причинам.
Я — объект и ты — объект.
Имеет место торговля, и сделка может не состояться только по причине низкого качества товара или высокой цены на товар.
Я — человек, а ты — объект.
Двойные стандарты, когда в отношении к себе субъект оценивает весь спектр своих потребностей, а другой воспринимается только как источник удовлетворения потребностей субъекта. Объект, в свою очередь, также считает себя человеком и не хочет, чтобы к нему относились потребительски, поэтому от общения с субъектом уходит.
Я — человек, но ты пользуешься мной, как объектом.
Когда субъект хочет удовлетворения своей абсолютно нормальной человеческой потребности, но понимает, что его человеческая потребность не удовлетворяется, и видит, что его используют как-то не по-человечески. Поэтому от общения уходит субъект.
Должествование
В свете изложенного будет интересно по-новому взглянуть на известный постулат.
Никто никому ничего не должен.
Это действительно так, если этот никто — человек. Но сам по себе человек нам редко интересен. Нам человек интересен только тогда, когда несёт для нас какую-то пользу. Его личные потребности нас не интересуют. Мы из прохожих выделяем только тех, кто нам полезен, остальных мы не замечаем, остальные для нас не существуют.
Поэтому, для того, чтобы пользоваться объектом без угрызений совести, нужно перестать считать его человеком и относиться к нему только как к объекту, который удовлетворяет потребность. Теперь он не человек, а вещь. Полезная вещь. Вещь, которой я пользуюсь. А я вещи ничего не должен. Она была создана, чтобы удовлетворять мои потребности.
- Олень должен быть мишенью.
- Мужчина должен оплодотворять, платить и защищать.
- Муж должен нести ответственность.
- Женщина должна рожать.
- Жена должна варить борщ и делать минет.
- Ребёнок должен принести стакан воды.
- Покупатель должен платить деньги.
- Враг должен умереть.
Вопрос. Вы когда-нибудь встречали человека, который бы Вами не пользовался, как вещью, а видел бы в Вас человека?